14. Образовательные стандарты
Реализуем ФГОС ДО
С 1 января 2014 года вступил в силу новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
Стандарт является основой для разработки образовательной программы дошкольного образования и вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования, а также основой для формирования содержания профессионального и дополнительного профессионального образования педагогических работников и проведения их аттестации.
В стандарте учитываются возможности освоения ребенком образовательной программы на разных этапах ее реализации, а также индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования.
Согласно стандарта, содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие области:
-
социально-коммуникативное развитие;
-
познавательное развитие;
-
речевое развитие;
-
художественно-эстетическое развитие;
-
физическое развитие.
Содержание программы также должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
-
предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
-
характер взаимодействия со взрослыми;
-
характер взаимодействия с другими детьми;
-
система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
-
ФГОС дошкольного образования
Впервые в российской истории в соответствии с требованиями федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» разработан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Предметом регулирования ФГОС дошкольного образования являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
При разработке Стандарта учтены: особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.
Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования:
1. полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5. сотрудничество Организации с семьей;
6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9. учет этнокультурной ситуации развития детей.
Стандарт направлен на решение следующих целей:
- повышение социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
- сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
-
государственного стандарта дошкольного образования
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Просмотр Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Просмотр Презентация ФГОС ДО Просмотр Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. N08-249 Комментарии к ФГОС дошкольного образования
Просмотр Обзор СМИ 1. Играть или учить? / C 1 сентября в детские сады придет новый образовательный стандарт.
Интервью А.Г. Асмолова в эфире Радио «Комсомольская правда»
2. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - Стандарт развития»
Выступление А.Г. Асмолова на Всероссийском съезде работников дошкольного образования.
3. «ФГОС дошкольного образования: проблемы и пути их решения»
Выступление Т.В. Волосовец на Всероссийском съезде работников дошкольного образования.
4. «Детсады будут воспитывать по стандарту»
Статья в «Российской газете»
Изучаем ФГОС ДО :
«Путеводитель по ФГОС дошкольного
образования в таблицах и схемах»
(пособие п/р М.Е.Верховкиной, А.Н.Атаровой)
В данном разделе в виде схем, таблиц и моделей представлены
материалы, отражающие содержание Федерального